Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
блогиТенденции рынка

«Дачная амнистия» - сдать в архив

13 августа 2017 25 861
2019-03-14T12:54:37.303000+00:00
Далее перед вами - авторский текст раздела 2.5 Энциклопедии кадастрового инженера (Учебное
пособие/Под общей редакцией М.И. Петрушиной, А.Г. Овчинниковой. - М.: Кадастр недвижимости, 2015.-704 с., 137 ил.) «Оформление в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости», написанный в марте 2013 г. и отредактированный перед выходом Энциклопедии в мае 2015 г. В целом он соответствует книжному варианту раздела, которого у меня нет в электронном виде, поэтому производить «скрещивание» одного с другим не хочется. В Таблице количества регистраций по дачной амнистии приведены как авторские данные, так и сведения, полученные, надо полагать, из Росреестра. Так как от дачной амнистии на сегодняшний день
остались рожки да ножки, материал может использоваться в качестве ретроспективной справки.


Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», получивший впоследствии устойчивое название закона «о дачной амнистии», вступил в силу 30 сентября 2006 г. Закон «о дачной амнистии» не имеет самостоятельной области регулирования, поэтому был принят в виде поправок к иным законодательным актам, в частности, к Федеральным законам от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации прав), от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон № 66-ФЗ) и др. С учетом дополнений и изменений как к собственно закону «о дачной амнистии», так и позднее принятых
отдельных законов, упрощающих регистрацию прав, правильнее говорить о законодательстве по «дачной амнистии».
Принятие закона о «дачной амнистии» обусловлено целым рядом причин. Необходимо было установить единые требования к виду и составу документов, представляемых при регистрации прав; перенести в реестр прав на недвижимость и земельный кадастр объекты, учтенные в иных базах; устранить противоречия в законодательстве; облегчить гражданский оборот недвижимости; повысить налоговые доходы муниципальных образований.
Закон о «дачной амнистии» упрощает регистрацию прав на три основные группы объектов: 1) земельные участки; 2) индивидуальные жилые дома; 3) садовые и дачные дома и прочие строения и сооружения, которые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не требуют разрешения на
строительство. Рассмотрим каждую группу в отдельности.
1. Регистрация земельных участков
1.1. В упрощенном порядке регистрируются участки, которые были предоставлены гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. до 30 октября 2001 года, для
ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Упомянутые участки могли быть предоставлены на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Допускается также, если в акте, свидетельстве или другом документе, который устанавливает или удостоверяет право гражданина на данный участок не указано право, на котором он был предоставлен, или вид этого права невозможно определить. Во
всех случаях земельные участки регистрируются в собственность. Для этого в регистрирующий орган (Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии - Росреестр) должен быть представлен один из следующих документов:
акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном
законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания 1 ;
акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания 2;  
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого
гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) по форме, утвержденной приказом Росреестра от
07.03.2012 № П/103 3;
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок 4.
Не единичны случаи, когда из-за технических погрешностей в свидетельствах о собственности только
возможность предоставления иного из имеющихся у собственниках документа, например, постановления о предоставлении участка, позволяет зарегистрировать право во внесудебном порядке. В частности, отказ в регистрации может быть произведен, например, из-за того, что дата выдачи
свидетельства или реквизиты документа-основания вписаны от руки, искажено, хотя бы и на одну букву, имя или отчество собственника, новый собственник по сделке записан в исходное свидетельство взамен предыдущего собственника или имеются иные, с позиций Росреестра, «не удостоверенные надлежащим образом исправления».
1 Обычно это-постановление администрации муниципального образования.
Распространены так называемые «синие» свидетельства о собственности, форма которых утверждена постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 года N 177, и «розовые» свидетельства - по Указу Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767.
3 Это новый вид правоустанавливающего документа. Законодатель предполагал, что такого рода записи есть в местных архивах, и не будет затруднений с их получением, на практике это не всегда
подтверждается.
4 Свидетельство о праве на наследство, договор сделки, решение суда, др.
1.2. Федеральным законом от 23.11.2007 № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав
наследников, а также иных граждан на земельные участки» для наследников и других граждан, к которым перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на здание
(строение) или сооружение, расположенное на земельном участке, на который по дате предоставления участка и вида его разрешенного использования распространяется «дачная амнистия», установлен иной перечень документов для регистрации и специальный (упрощенный) порядок наследования (регистрации). Вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина
на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий
право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов (как указано в пункте 1.1), устанавливающих или удостоверяющих  право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на
данный земельный участок.
Представление указанного документа не требуется в случае, если право собственности такого
гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном Законом о регистрации прав порядке.
1.3. Закон «о дачной амнистии» описывает также порядок оформления в собственность граждан
земельных участков, находящихся в пределах земельного участка – территории садоводческого, дачного, огороднического некоммерческого объединения, если этот земельный участок (до введения в действие Земельного кодекса РФ был предоставлен непосредственно указанному юридическому
лицу. То есть, когда у членов некоммерческого объединения нет индивидуальных равоустанавливающих или правоподтверждающих документов.
Данный вопрос регулируется Федеральным законом № 66-ФЗ.
Так, в соответствии со статьей 28 этого закона гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный
участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в
данном некоммерческом объединении документом.
Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина
осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка. Для этого гражданина или его представитель подает заявление, к которому прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за
которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания
местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически
используемого гражданином.
В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно
запрашивает: 1) сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в Росреестре, если такие сведения содержатся в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
2) сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие
правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную
собственность. После вынесения решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении такого участка в собственность производится государственная регистрация права.
Поскольку такого рода земельные участки предоставляются в собственность впервые, надо полагать, что с точки зрения кадастрового учета они не могут считаться ранее учтенными, и необходимо
проведение кадастровых работ (межевания).
Предваряя регистрацию права, должен быть осуществлен кадастровый учет участка.
В соответствии с общим случаем предоставления земельных участков из земель, находящихся
в государственной или муниципальной собственности (статья 34 Земельного кодекса РФ), орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок утверждает и выдает
заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После этого заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Так как расположение такого вида участков на местности ясно из описания, представленного заявителем и утвержденного некоммерческим партнерством, органу местного самоуправления нет необходимости разрабатывать схему расположения участка на кадастровой карте, поскольку
тогда не будет иметь место какой-либо упрощенный порядок предоставления участка в собственность.
Законом о регистрации прав (пункт 1 статьи 19) установлено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ (межевания) земельного
участка, к которому  рименяется «дачная амнистия», не препятствует проведению государственной
регистрации. В этом случае кадастровый паспорт включает только текстовый раздел В.1. Отмена
обязательного межевания, сделанная в ноябре 2007 г., привела к резкому росту регистраций
земельных участков.
В то же время, во многих случаях собственники заинтересованы в проведении межевания, в частности,
когда фактически и обоснованно используемая площадь земельного участка больше, чем площадь
по правоустанавливающему документу.
Одним из главных препятствий легализации увеличенной площади участка («прирезок») является незавершенность разработки муниципальными образованиями градостроительных планов, на основании которых в современной, пока не устоявшейся правоприменительной практике определятся
допустимый размер «прирезки» ],].
Максимальное увеличение площади участка при наличии градостроительных планов равняется минимальной норме предоставления для участков соответствующего назначения и целевого
использования, а при их отсутствии – 10 % от площади по правоустанавливающему документу (пункт
1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре
недвижимости»).
1.5. Статья 11 закона «о дачной амнистии» разрешает субъектам Федерации на период до марта
2015 года устанавливать предельные цены на кадастровые работы (межевание) в отношении земельных участков «дачной амнистии». Предполагалось, что такая мера повысит доступность межевания и ускорит темпы регистрации. В большинстве субъектов Федерации соответствующие нормативные акты приняты, но не применяются на практике ].
1.6. Не может быть оформлен в упрощенном порядке в собственность земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может находиться в частной
собственности.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную
собственность. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими объектами: 
государственными природными заповедниками и национальными парками,
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности
Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы государственной
безопасности и охраны,
объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
воинскими и гражданскими захоронениями;
инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах
защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации и др.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности
следующие земельные участки:
в пределах особо охраняемых природных территорий,
из состава земель лесного фонда;
в пределах которых расположены водные объекты,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации,
объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов,
аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
предоставленные для нужд связи;
занятые объектами космической инфраструктуры;
расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному
загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных
нужд;
в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
1.7. Заявление и иные документы о регистрации прав могут быть представлены одновременно с
заявлением о государственном кадастровом учете (пункт 2 статьи 16 Закона о регистрации
прав).
Права на земельные участки и иное недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу
статьи 6 Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Упрощенный порядок регистрации прав на земельные участки не ограничен во времени.
2.Регистрация индивидуальных жилых домов
Для регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, расположенного на
земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо на
земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебном земельном участке) необходимо представить в орган
Росреестра по месту нахождения объекта (статья25.3 Закона о регистрации прав):
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его
описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Под «объектом индивидуального жилищного строительства» в соответствии с Градостроительным кодексом РФ следует понимать отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более трех,
предназначенный для проживания одной семьи.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется
в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Закон о регистрации прав порядке.
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий
создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре
недвижимости.
Исключения составляют случаи, если: право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации прав порядке;
земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено
заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа,
подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Упомянутое заключение запрашивается Росреестром
в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно.
Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства
являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального
жилищного строительства в эксплуатацию.
В случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом
незавершенного строительства, вместо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется
разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального
жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания
такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и
содержащим его описание.
Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение
на строительство запрашиваются Росреестром в органе местного самоуправления, если заявитель
не представил такие документы самостоятельно.
Несмотря на то, что до 1 марта 2015 года может быть достаточно времени для постройки нового
индивидуального жилого дома, нужно принимать во внимание, что распространение «дачной амнистии» на такие объекты предполагало, что они частично или полностью построены. Новое
строительство домов без получения разрешения может восприниматься органами местного
самоуправления как злоупотребление правом.
Следует также учитывать, что после регистрации права на индивидуальный жилой дом, внесение
изменений в конструкцию, влияющих на его существенные характеристики (площадь, этажность и т.п.), без получения разрешения не допускается, не считая судебного порядка признания права на
самовольную постройку (статья 222 Гражданского кодекса РФ).
3. Регистрация прав на садовые, дачные дома и прочие постройки
Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, согласно Закону о регистрации прав являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его
описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в
случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в соответствии с Законом о регистрации прав порядке.
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий
создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на
котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
Исключение составляют случаи , если: право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации прав порядке;
указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества
расположен в пределах границ указанного земельного участка;
для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации
выдача разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления
соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или
созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение
не представлено заявителем самостоятельно.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном
для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества и содержащим описание такого объекта недвижимого
имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Перечень объектов, регистрируемых по декларации, обширен: это садовые и дачные дома, бани,
гаражи, хозблоки, сараи, погреба, теплицы и т.п.
Декларация об объекте недвижимого имущества составляется владельцем самостоятельно, в двух экземплярах.
Проверка правильности заполнения деклараций или выездные проверки законодательством не предусматриваются.
На каждый объект составляется отдельная декларация.
Декларация может быть подана на имущество, принадлежащее как физическому, так и юридическому
лицу.
Форма декларации с разъяснениями по ее заполнению утверждены приказом Минэкономразвития
России от 03.11.2009 г. № 447.
Регистрация прав на садовые и дачные дома, гаражи и прочие аналогичные строения и сооружения
является добровольной и не ограничивается во времени.
4. Регистрация прав через нотариусов, многофункциональные центры и органы местного самоуправления
Законодательство о «дачной амнистии» расширило перечень лиц и организаций, которые могут
действовать от имени заявителей при регистрации прав.
Так, статья 1 закона «о дачной амнистии» дополнила полномочия нотариуса, установив, что они могут в порядке, предусмотренном Законом о регистрации прав, подавать заявление о государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в Росреестр, в случае нотариального удостоверения им
соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия.Также
нотариусы могут получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы
для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
Как видим, регистрация права через нотариуса на данный момент предусматривается как завершающий этап двухсторонних сделок и наследования.
В соответствии состатьей 16 Закона о регистрации прав заявление о государственной регистрации
прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены
заявителем лично через многофункциональный центр, осуществляющий государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна». В этом случае работник многофункционального центра, принявший заявление и указанные документы, должен удостовериться в личности заявителя
(представителя правообладателя, стороны сделки), засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить опись принятых документов.
Заявление, которое подается через многофункциональный центр, подписывается заявителем (представителем правообладателя, стороны сделки) в присутствии работника многофункционального центра.
Статьей 12 закона «о дачной амнистии» исполнительные органы государственной власти и органы
местного самоуправления наделены правом проведения всех видов работ по кадастровому учету и регистрации прав объектов «дачной амнистии» по заявлениям и в интересах граждан. Участие органов
местного самоуправления в регистрации прав будет происходить в случаях выделения средств на эти цели в их бюджетах.
5. Регистрация прав при помощи почты
Закон о регистрации прав (статья 16) позволяет подавать заявление о регистрации прав и иных
документов и посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке,
описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае: подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном
порядке; сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если
подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение
(обременение) права на объект недвижимого имущества; подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем
является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;
доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации
сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости,
совершена представителем, действующим на основании доверенности; к заявлению дополнительно
прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя,
стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является
представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя
юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические
лица).
По общему правилу закона о регистрации прав, к заявлению о регистрации должен быть приложен
оригинал правоустанавливающего документа и его копия. Предполагаем, что поскольку свидетельства о собственности «старого» образца практически невозможно восстановить, а утеря их при пересылке
- возможное событие, а также из-за затрат времени и денег на нотариусов, регистрация прав почтовыми отправлениями не находит распространения. При помощи почты регистрируется не более 0,5% прав ].
В то же время, почтовый вариант регистрации вполне перспективен. Для этого необходимо внести в закон о регистрации прав очевидные изменения, например, о возможности предоставления нотариальной копии правоустанавливающего документа и увеличению требований по межведомственному информационному обмену, без участия граждан.
6. Итоги и перспективы «дачной амнистии»
С начала «дачной амнистии» по 2012 г. в упрощенном порядке было зарегистрировано около 9,2 млн. прав ],] в том числе ориентировочно - 5,5 млн. земельных участков. Распределение количества
зарегистрированных объектов по годам приведено в Таблице.
Таблица
Регистрация объектов по «дачной амнистии»
Зарегистрировано прав, по данным автора, млн:  0,7 (2007)/1,5(2008)/2,6(2009)/2,1(2010)/1,3 5 (2011) /1,0 6 (2012)
Зарегистрировано прав, по данным Редакции Энциклопедии, в те же годы и в 2013, 2014 г.г., млн ( с
округлением): не приведено
(2007)/1,483(2008)/2,569(2009)/2,132(2010)/1,359(2011)/0,997(2012)/0,843 (2013)/0,868 (2014)

По данным национальных докладов о состоянии и использовании земель в Российской Федерации за
2006-2011 г.г., у граждан страны имеется более 40 млн. земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества, дачного строительства. Причем более 90 % из них граждане владели уже к 1996 г. С
учетом того, что Федеральная регистрационная служба была создана в 1998 г. и количество
регистраций до начала «дачной амнистии» не должно быть больше, чем последние 6 лет, можно полагать, что на сегодняшний день не произведена государственная регистрация прав ориентировочно на 30 млн. земельных участков граждан.
Темпы «дачной амнистии» снижаются последние три года по целому ряду причин ],].
Текущее количество регистраций и имеющийся задел обеспечивают потребности гражданского оборота, а тратить несколько дней на регистрацию права, включая самые простейшие ситуации, владельцы недвижимости не готовы.
Невозможно легализовать «прирезку» площади земельного участка из-за отсутствия в
большинстве муниципальных образований градостроительных планов.
Не решены вопросы исправления имеющихся ошибок в координатах участков, стоящих на
кадастровом учете.
На многие участки (по нашей оценке, на 2-3 млн.) пропущены сроки принятия наследства, не на все
участки есть свидетельства о собственности наследодателей (это единственный вид документа, принимаемого нотариусом).
Немало земельных участков давностного владения - без всяких документов.
Нет удовлетворительного решения проблемы  технических погрешностей в правоустанавливающих документах.
Не созданы положительные стимулы для регистрации собственности, например, в виде возможности регистрации по месту жительства в садовом доме (Постановление Конституционного суда РФ от 30.06.2011 г.), сельского тарифа на электроэнергию для садоводов и т.п.

5 Расчетное значение. Определено по известному количеству регистраций 2007 г., 2008-2012 г.г. (8534224 объекта ]) и известному темпу снижения регистраций 2012 г. к 2011 г.
6 Данные за 2012 г. получены уменьшением на 20% результатов 2011 г. на основании соответствующих сведений 4-х субъектов РФ: Тамбовской обл. (-20%: http://pda.to68.rosrestr.ru/news/4113416),
Башкирии (-22%: http://www.to02.rosrestr.ru/news/4089998), Кировской обл. (-23%: http://www.to43.rosrestr.ru/news/media/4102185), Свердловской обл.(-17%: http://pda.to66.rosrestr.ru/news/4088247).

Собственникам-горожанам неудобно регистрировать права на недвижимость, т.к. не предусматривается
принцип экстерриториальности при подаче документов.
Весьма узок перечень документов, которые Росреестр должен самостоятельно получать в рамках
межведомственного информационного обмена, например, сюда не входит актуализация адреса объекта и получение сведений из архивов.
Резко возросла стоимость земельных участков по кадастровой оценке 2012 г., в некоторых
случаях – кратно, при практически неизменных рыночных ценах на землю, начиная с 2008 г. Соответственно увеличился земельный налог. В отдельных субъектах РФ впервые в общественном сознании фискальные цели «дачной амнистии» выдвинулись на первый план.
Проводились проверки правильности заполнения деклараций по зарегистрированным объектам недвижимости, в том числе с намерениями производить обмеры строений «из-за забора».
Поэтому постоянное снижение количества заявлений на регистрацию недвижимости в течение
последних трех лет вполне закономерно.
Из известных на ближайшие годы мероприятий по совершенствованию процедур регистрации
выделяются две: открытие многофункциональных центров оказания госуслуг и программа развития
Росреестра с освоением электронного способа регистрации прав ].
Поскольку полномочия многофункционального центра в подготовке документов для регистрации
прав не могут быть шире, чем у офисов Росреестра, и очередей в Росреестре сегодня практически нет, создание сети многофункциональных центров не скажется существенно на количестве регистраций.
А электронный способ взаимодействия заявителя и Росреестра, во-первых, не оказывает влияния на содержательную часть требований к регистрации, не решает старые проблемы «дачной амнистии»;
во-вторых, порождает новые, например, в части удостоверения, пользования и доверия к электронно-цифровой подписи; в-третьих, займет в разработке и освоении минимум 2-3 года; в–четвертых,
должен быть неограниченно долгое время вместе с «ручным», «почтовым», «нотариальным», «одного окна» и пр. способами.
Можно предположить, что в ближайшие 2-3 года количество регистраций по «дачной амнистии» сохранится на уровне 2012 года.
Для роста количества регистрируемых прав необходимо существенно усовершенствовать подходы
на основе партнерства всех заинтересованных сторон и критического осмысления накопленного опыта.
Нормативно-правовая основа «дачной амнистии»
1. Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним».
3. Федеральной закон от 23.11.2007 № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки».
4. Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
6. Федеральный закон от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Список литературы
1. Матвеенко С.В. Пределы уточнения площади земельного участка // Кадастр недвижимости.- 2009.- № 3(16).- С.63-66.
2. Савинов Г.Ф. «Дачная амнистия -2012»: проблемы и возможные решения // Кадастр недвижимости.- 2012.- № 2(27).- С.55-58.
3. Интернет-интервью руководителя Росреестра Натальи Антипиной, 13 марта 2013 г.
URL:  http://rosreestr.ru/wps/portal/cc_news_press?news_id=21663.
4. Савинов Г.Ф. «Дачная амнистия»: проблемы и перспективы // Кадастр недвижимости.- 2007.- № 4(9).- С.60-68.
5. Савинов Г.Ф. Некоторые практические вопросы «Дачной амнистии» // Кадастр недвижимости.- 2008.- № 2 (11).- С.33-37.
6. Вопросы создания Единой федеральной информационной системы регистрации прав и кадастрового
учета: результаты реализации и перспективы развития. Интернет- интервью заместителя руководителя Росреестра Сапельникова С.А. ИА «Гарант» 17.12. 2012 г.URL: http://rosreestr.ru/wps/portal/cc_news_press?news_id=20703.
 

#загородная недвижимость#дом#документы
загородная недвижимостьдомдокументы
Комментарии 0
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru