Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Экосибирск»: прогулка по «Щ» с «эко-дилером» Настей Резенковой

Антон Митько, Виталий Эйгерис30 октября 2020 3 488
2021-04-27T15:03:29.280000+00:00
«Экосибирск»: прогулка по «Щ» с «эко-дилером» Настей Резенковой
Владелица первого в городе магазина, где не используется упаковка, о трудностях бизнеса в новых реалиях, «зеленых» микрорайонах и популяризации «экологичного» образа жизни

Анастасия Резенкова решилась на свое дело в самые тяжелые, «ковидные» времена, открыв сразу две эко-лавки. Это первые в городе магазины, где продаются товары без упаковки, а представленный ассортимент имеет натуральный состав. Мы с Настей прогулялись по микрорайону «Щ», где находится один из ее магазинов, и узнали, как в Новосибирске обстоят дела с охраной природы и куда можно сдавать рассортированные отходы. А также она рассказала нам, что такое философия осознанного потребления и где в городе наилучшая эко-среда.

Дом в лесу и проблема отходов 

Я родилась и до сих пор живу в частном доме в лесу за клиникой Мешалкина (Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е. Н. Мешалкина — Ред.). Наше маленькое безымянное поселение развивается очень медленно. Я имею в виду обычные для всех современных людей коммунальные радости — воду, электричество, отопление, дороги. Всего этого у нас не было, и приходилось решать эти вопросы самостоятельно. 

Все мои соседи мыслят следующим образом: «Не делают нам дорогу? Скинемся на асфальт и работу и сделаем себе дорогу сами. Не на чем нам готовить еду? Скинемся на газ, и пусть нам его протянут». У меня пока нет свободных денег, чтобы скидываться на подобные инициативы. Времени, чтобы заниматься этими вопросами, тоже нет.

Одно для меня очевидно: заниматься обустройством места, где мы живем, и дальше придется нам же самим. Многочисленные письма в разные инстанции не дали никаких результатов. Учитывая это и мой опыт решения разных эко-вопросов, когда я тоже искала поддержки в госорганах, могу сказать, что в государство и его помощь я не верю. Каждый из нас только сам может что-то менять.

Пока ситуация в поселении такова, что кое-какие блага цивилизации дошли до нашего леса, а кое-чего нет до сих пор. Например, нет мусорных контейнеров. С одной стороны, это неудобно. Но с другой, экологичной стороны, это заставляет всех каждый раз задумываться о количестве мусора. Человек начинает понимать, что чем больше он создает отходов, тем чаще перед ним встает проблема их самостоятельного вывоза. И может быть в следующий раз, пусть и не из соображений заботы о природе, он начнет меньше потреблять и не купит лишний пакет или пластиковую бутылку. 

Кстати, в такой же ситуации долгие годы были и жители Академгородка. Раньше, чтобы выбросить мусор на Верхней зоне, нужно было выходить в специально отведенные часы на улицу и выкидывать его в приехавшую машину. Несмотря на все неудобства этого метода, он, опять же, давал людям шанс задуматься, как много они производят отходов. Чтобы ежедневно не бегать по расписанию с мусорным ведром, некоторые стали осознаннее подходить к вопросу потребления. 

«Зеленые» районы и свое дело

Почти вся моя жизнь связана с ареалом, в который входят «замешалкинский» лес и Академгородок. В детский сад и гимназию я ездила в микрорайон «Щ». Потом училась в ФМШ (Физико-математическая школа имени М. А. Лаврентьева — Ред.), после которой поступила в НГУ на экономический факультет. Забегая вперед, если бы не мой магазин в «Европейском береге», я бы вообще почти не выезжала из Академа. Это уникальное место с точки зрения гармоничного соседства людей и природы и воплощение понятия «зеленой» зоны в условиях городской среды.

Я не сразу пришла в эко-бизнес. После универа успела поработать в сфере маркетинга с разными компаниями. Больше всего мне нравилось сотрудничать с небольшими стартапами. Они открыты для всего нового, в том числе для идей по их позиционированию, внешнему облику, рекламе. 

Там я занималась не только маркетингом, а вообще всем. Потому что в маленьких организациях есть должность помощника директора, который берет на себя много функций. Такой как раз была и я. Благодаря чему получила большой и разнообразный практический опыт, пригодившийся мне в собственном бизнесе. 

В последние годы «Щ» меняется. Возле деревянных бараков и панельных домов появляются новостройки. Наверное, это связано с тем, что Верхняя зона не «резиновая»

Около года назад я с головой окунулась в эко-тему и решила заниматься ей не только как волонтер и популяризатор, но и открыть свое дело в этой сфере. Стала торговать вещами и продуктами, которые не вредят здоровью людей, а также экологии, потому что продаются без упаковки. 

Сначала у меня был интернет-магазин, и товары клиентам я доставляла на дом. Около года назад я задумалась об открытии магазина уже в оффлайне и стала искать место для него. Самым простым вариантом был бы Академгородок. Но я узнала про «Европейский берег». Мне понравилась его среда и атмосфера. 

Это новый, развивающийся микрорайон, где посажено много растений, а в речных заводях живут утки. Я подумала, что неплохо было бы создать именно там сообщество людей из числа местных жителей, которые бы постепенно стали приходить к «экологичному» образу жизни. Продолжая думать про магазин в Академгородке, я все-таки решилась сначала открыть его в «Европейском береге». 

Несмотря на дорогую арендную плату за помещение для магазина, я нашла средства, сделала ремонт и открыла первый в городе магазин, где нет никакой упаковки Green Rezza. Это случилось прямо накануне ввода режима изоляции.

Оказалось, что клиентов из числа жителей «Европейского берега» пока недостаточно много, и я решила проанализировать основной круг покупателей — кто и откуда заказывает мои товары с доставкой или просто приезжает за ними в магазин. Расставив точки на карте города, я увидела, что центром их сосредоточения оказался микрорайон «Щ». 

«Щ» и кризисные времена

Эта северная часть Академгородка очень изменилась за последние годы. Раньше, еще лет 10-15 назад, «Щ» был оторван от академический среды Верхней зоны. Он был как бы сам по себе. Хотя традиционно в нем жило немало ученых из институтов и преподавателей университета, этот микрорайон был, что называется, «спальным». Все те, кто работал или учился на Верхней зоне Академа, реально приезжали в «Щ» лишь спать.

В последние годы этот микрорайон стал меняться. Возле деревянных бараков и панельных домов старого фонда появляются новостройки. Здесь продолжают жить люди, работающие в научной среде, а также начали активнее селиться студенты и молодые сотрудники институтов, покупая или снимая в «Щ» квартиры. Наверное, это связано с тем, что Верхняя зона не «резиновая». 

А еще на «Верхушке» почти нет новых домов и жилых комплексов, а людям, работающим там, нужно где-то жить, и желательно в комфортной близости. То есть этот микрорайон более доступный, чем Верхняя зона.

Учитывая спрос на мои товары в «Щ», и тот факт, что арендная плата за помещения здесь ниже, чем в Верхней зоне Академгородка, логичным было бы открыть второй магазин здесь. К тому же, как я упоминала, желание сделать эко-лавку в Академе не оставляло меня с момента ее открытия в «Европейском береге». 

Несмотря на сложности из-за пандемии коронавируса и ее последствий, которые отразились на работе моего магазина, я решила действовать. Так появился второй магазин на улице Рубиновой. Это небольшое полуподвальное помещение, которое по своим размерам не идет ни в какое сравнение с пространством магазина в «Европейском береге». Но покупателей тут больше. Правда, не знаю, как все будет дальше. 

Получается, что первую Green Rezza я открыла перед самым началом режима изоляции, а вторую перед второй волной коронавируса. Безусловно ни о какой прибыли в моем бизнесе пока нет и речи. Сейчас все мои мысли сосредоточены на том, чтобы выйти хотя бы на окупаемость.

Я понимаю, что не одинока в сложившейся ситуации. В нынешних реалиях есть примеры организаций, которым в разы хуже, чем моему делу. Но экобизнес —  всегда специфическое и рискованное занятие, особенно в кризис.

Редкий досуг и вегетарианство 

Из-за трудностей в бизнесе, на решение которых уходит почти все мое время, мне некогда не то что пройтись по магазинам или тем более расслабиться в культурном или развлекательном месте, я даже сходить за продуктами не всегда успеваю. А еще место, где я живу, — это, фактически, лес, и никакой инфраструктуры там нет. Два других места, где я провожу большую часть своего дня, — это мои магазины в «Европейском берегу» и в «Щ». 

Я вижу, что в этих микрорайонах есть почти все, что нужно человеку для жизни. Но у самой просто нет времени этим пользоваться. Например, продукты и хозяйственные товары я покупаю в своем же магазине.

Одна из целей Green Rezza — стать пространством, где можно купить практически все, что нужно для жизни. Как в супермаркете, только экологичное и без упаковок

Максимум, куда я могу забежать, это в один из фруктовых ларьков, располагающихся неподалеку от каждого из моих магазинов. Возвращаясь из «Европейского берега» домой, иногда заезжаю в METRO, чтобы купить что-то для домашних животных. Кстати, передвигаюсь я в основном на автомобиле. Знаю, что многие могут сказать, что это как раз очень не экологично, но, к сожалению, без него мне сложно вести дела. Несмотря на то, что у меня маленькая машина, это и мой офис, и склад, и доставка.

Пожалуй, на этом все, больше на магазины я время не трачу. Одежду покупаю крайне редко и на так называемых «гаражных» распродажах (ярмарки с товарами секонд-хэнда — Ред.) или с помощью шеринга (обмен товарами или их безвозмездное дарение — Ред.). Это выгодно, и можно даже найти эксклюзивные вещи. Но самое главное, что это экологично, ведь один из принципов умного потребления — давать вещам вторую жизнь. В общем, магазины мне практически не нужны.

Я бы не назвала себя одним из адептов Академгородка, которых легко отличить по их ревностному отношению к этому месту. А вот патриотом Новосибирска себя считаю

В очень редкие часы, когда у меня все-таки появляется свободное время, как и большинство «академовцев», я выбираю для отдыха «Верхушку». Тут есть кинотеатр, бары, в том числе «крафтовые», куда мы можем заглянуть с моим молодым человеком. Еще мы очень любим бургерную Spot & Choo’s. Даже когда голодные и находимся в городе, все равно доедем до нее, чтобы съесть там вега-бургеры. 

Кстати, о вегетарианстве. Как и к экологии, к нему я пришла осознанно и постепенно. Я решила отказаться от мяса сначала на неделю, а потом поняла, что мне комфортно. Потом только пришла мотивация заботы о животных, но сначала я это делала для себя. Сейчас хочу попробовать не употреблять молочную продукцию. Буду действовать так же, как и всегда, не заставляя себя, а с пониманием, зачем мне это нужно.

Быть вегетарианцем в Новосибирске, Сибири, вообще в России, непросто. Поесть нормально почти негде. Это особенно напрягает с моим графиком, когда мне совершенного некогда готовить самой дома. 

Перемены в экосреде и частные инициативы

Я бы не могла назвать себя одним из адептов Академгородка, которых легко отличить по их ревностному отношению к этому месту и возведению его в культовый статус. А вот патриотом Новосибирска себя считаю. И мне очень хочется, чтобы наш город по своим экологическим показателям стал самым чистым и был бы примером для других. 

И по некоторым показателям это уже сбывается. Год назад я анализировала статистику, сравнивая ее, прежде всего, с Москвой. Тогда пришла к выводу, что в Новосибирске самое большое количество специализированных контейнеров для отходов на человека. То есть с баками для мусора у нас в городе все хорошо.

Еще оказалось, что у нас много инициатив, направленных на охрану природы, и людей, вовлеченных в «экологичный» образ жизни. Например, есть акция по сбору сортированных отходов «Зеленая белка». А еще движение «Крышки енота», в рамках которого в любом месте можно поставить контейнер для сбора пластиковых крышек. Когда он заполняется, организаторы забирают крышки для их дальнейшей переработки, еще их можно отнести самим на акцию той же «Белки».

«Зеленая белка» особенно популярна и востребована в Академгородке. Если прийти на эту акцию здесь, то невооруженным взглядом можно увидеть, насколько много людей на ней собирается. Это подтверждает статус Академа как «зеленого» микрорайона

А также объясняет востребованность моего бизнеса именно здесь. Как я уже сказала, именно этот фактор подтолкнул меня к открытию второго магазина в «Щ»

Все это частные инициативы. Уж не знаю, к счастью или нет, но государство мало интересуется экологией. Я считаю, что если люди сами объединяются для решения любых проблем, то, во-первых, это искренней, а во-вторых, эффективнее, чем если бы этим начали заниматься муниципальные структуры. А если частные инициативы поддержит еще и бизнес, то можно горы свернуть. 

В Новосибирске в контексте защиты окружающей среды как раз происходит совместная работа людей и коммерческих компаний. Из известных мне примеров местных организаций, которым не безразличны вопросы экологии, ЦФТ («Центр финансовых технологий», — Ред.).

Еще у нас появляется бизнес с эко-направленностью. Например, мусоровывозящая компания «Арктика Сити», ее контейнеры все чаще можно встретить по городу. Или группа компаний «Тайгер-Сибирь», являющаяся одним из лидеров в регионе в сфере обращения с отходами. Все они реально меняют ситуацию с экологией в городе. Моя деятельность, безусловно, тоже относится к такому типу бизнеса.

Экологичный бизнес и планы на будущее 

Несмотря на все вышеперечисленные инициативы и факты, которые делают Новосибирск достаточно прогрессивным в вопросе экологии, в нем далеко не все идеально. Я далека от урбанистики и глобальных тем по обустройству города, но вижу очевидные недостатки: много визуального «мусора» в виде рекламных баннеров, пресловутая пыль, не самая удобная среда для велосипедистов и пешеходов. Все это имеет место быть. Но я не могу заниматься всем, поэтому стараюсь влиять на то, в чем разбираюсь и на что у меня есть ресурсы. 

Эко-просвещение и популяризация безотходного образа жизни как раз входят в круг моей деятельности. Благодаря тому, что я занимаюсь бизнесом, я могу менять не только отношение людей через свои лекции и инициативы. Я продаю товары без упаковки, и чем больше людей будут покупать их, тем меньше будет отходов

Наши товары экологичны и не вредят здоровью. При этом они стоят не сильно дороже средних рыночных показателей. Это возможно благодаря логистике: многие наши поставщики находятся в городе, области или ближайших регионах. Этот принцип я соблюдаю еще и потому, что хочется поддерживать местное производство.

Я не сотрудничаю с компаниями, пока они не примут мои условия: отсутствие индивидуальных упаковок и товаров с ненатуральным составом. Таким образом я тоже меняю экологическую ситуацию

В своей коммерческой деятельности я не сотрудничаю с компаниями, пока они не примут мои условия. Например, в них входят отсутствие индивидуальных упаковок или товаров с ненатуральным составом. В моем лице они могут потерять не одного покупателя, а оптового клиента. Кому-то все равно, и мы просто не сотрудничаем. А кто-то меняется и принимает мои условия. Получается, что таким образом я тоже меняю экологическую ситуацию. Хочется делать это и дальше, постепенно вовлекая все больший круг людей.

Что касается личных планов, то мои мечты связаны с домом. Очень хочется жить в Верхней зоне, в каком-нибудь коттедже на улице Золотодолинской. Но это именно мечта, потому что рациональным план копить на дом 70 миллионов рублей назвать сложно. Не думаю, что когда-то я куплю такой коттедж. 

А вот получать от бизнеса прибыль, на которую я смогу приобрести дом со всеми удобствами, хотелось бы. Как я упомянула вначале, живу я в не самых комфортных условиях. Пока из-за моей занятости это меня не критично беспокоит, я прихожу домой только спать. Но в будущем хочется большего уюта. Поэтому есть желание заработать либо на новый дом, либо на то, чтобы поменять условия в нынешнем.

А еще я хочу и в дальнейшем оставаться такой же честной, какой я себя считаю сейчас, и продолжать заниматься тем, во что искренне верю.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru