Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Новый секонд: прогулка с создательницей «не просто секонд-хенда» GUSTO Алисой Гринемаер

Светлана Бронникова, Виталий Эйгерис20 ноября 2020 3 854
2021-04-27T15:12:28.730000+00:00
Новый секонд: прогулка с создательницей «не просто секонд-хенда» GUSTO Алисой Гринемаер
Большие граффити, тонны вещей и осознанность потребления

Пять лет назад Алиса Гринемаер и Анастасия Кравченко открыли первый в Новосибирске благотворительный магазин GUSTO, идея которого заключается в популяризации осознанного потребления и в возможности повторного использования ненужных вещей. Со временем GUSTO из маленького секонд-хенда, где можно было за смешную сумму купить вещи, превратился в полноценный магазин с мерчем от популярных художников, боксами для ненужных вещей, виниловыми пластинками и книгами. Недавно девушки открыли филиал в Академгородке. Мы прогулялись с одной из основательниц GUSTO Алисой Гринемаер и поговорили о туристических местах Новосибирска, стремлении города стать экологичнее и секонд-хендах.

Смена локаций

Я родилась в Алтайском крае, в Славгороде, население которого составляет около 30 тысяч человек. В Новосибирск часто приезжала в гости с самого детства, поэтому у меня не было какого-то «вау-эффекта», когда я стала здесь жить. Так получилось, что вся моя семья, кроме мамы, училась в НГТУ, и другие варианты я даже не рассматривала. Сразу понимала — пойду по стопам папы и братьев. Училась на гуманитарном факультете по специальности «Связи с общественностью». Это было очень интересно, а я люблю, когда именно так. 

В Новосибирске я жила в разных местах: за «Мегой», в Академгородке, сейчас — в центре, почти «между ног» у Ленина (смеется). И все это абсолютно разные истории. Мне кажется, на тебя очень сильно влияет то, где ты живешь. Недавно мы с мужем катались по городу и ради интереса заехали на улицу Татьяны Снежиной. Это же вообще другой мир, этакое французское гетто, где люди сушат белье на улице. Иногда думаю, что когда ты живешь далеко от центра, то обычная поездка в кино становится целым событием: надо собраться, доехать.

Чаще всего мы говорим: «Блин, Новосибирск такой серый!». Когда я увидела, что Марина Ягода открывает краудфандинг на новое граффити, то подумала: «Вот она возможность стать тем, кто улучшит город»

Прикоснуться к «Победе»

Мне кажется, «Победа» — особое место для Новосибирска. Именно здесь произошло мое знакомство с короткометражками, и с тех пор я их сильно люблю. Только в «Победе» у нас можно посмотреть программу фестиваля эко-кино.

В другие кинотеатры не хожу — там много суматохи и попкорна. В «Победе» этого чуть меньше, сюда люди целенаправленно идут смотреть фильмы, в обычных кинотеатрах в ТЦ все обстоит иначе. 

Я к этому кинотеатру всегда относилась трепетно, даже хотела там работать. Потом мечтала, что мы придумаем совместный с GUSTO проект. В итоге, в этом году зимой мы с «Победой» действительно посотрудничали. Перед кинотеатром работала площадка «Теплый дом». Мы совместно с «СГК» установили контейнеры для сбора теплых вещей для нуждающихся.

Сила граффити

Чаще всего мы сидим на диване и говорим: «Блин, Новосибирск такой серый!». Я тоже так делаю. И когда увидела, что Марина Ягода открывает краудфандинг на новое граффити, то подумала: «Вот она возможность из диванного критика стать тем, кто улучшит город». Я сделала взнос, и теперь у меня дома стоит миниатюрная копия этого граффити, так как за пожертвование дарили мерч.

Буквально вчера смотрела передачу «Орел и решка» про Салехард, у них там граффити очень распространено: почти на каждом доме есть рисунки. Наверное, это связано с тем, что там очень холодно, долгая зима, и им эти граффити нужны, чтобы люди в депрессию не впали. А у нас, видимо, и так нормально, без них.   

Я ценю людей, у которых есть внутренние ресурсы и силы что-то менять. Это же не просто взять и нарисовать, для этого надо еще много чего сделать: придумать, связаться с нужными людьми, согласовать, организовать. Таких людей нужно поддерживать.

Это и есть секонд?

Давно хотела сделать какой-нибудь благотворительный магазин, но было страшно, ведь я же в этом ничего не понимала. Потом я познакомилась с Настей, и мы решили рискнуть. Какое-то время параллельно с GUSTO я работала на других проектах, но с недавней поры оставила только магазин.

Мы с Настей как-то быстро сошлись во мнении, что видим GUSTO не как магазин без окон-дверей и с бабушкой в подвале, а обычно так и представляют секонды. Нам хотелось создать место, в котором людям будет приятно проводить время. Иногда к нам заходят и говорят: «А это и есть секонд?». Мы своим магазином показываем, что секонд — это комфортно и удобно, и это не вещи для бедных.

Первый наш магазин был площадью в 25 метров. Но нам было так тесно, что пришлось расширяться. Когда переезжали на Депутатскую, было очень страшно, мы не верили в себя. Но сейчас нам уже и на Депутатской не хватает места. А если появляются свободные 50 сантиметров, то мы сразу же находим, подо что их приспособить. Сейчас я удивляюсь, как же мы в себя не верили?

Во многих странах у магазинов украшают вход, и я подумала, почему мы не можем сделать так же? Сделали сами лавочку (первое время бабушки хотели у нас ее купить, думали, что она продается), деревянные клумбы, кадки повесили. Соседи посадили цветы, покрасили перила — сразу стало как-то лучше. 

Я думаю, что GUSTO меняет сознание людей. Это, возможно, прозвучит как мания величия, но часто они говорят нам что-то типа: «Я никогда не думал, что буду покупать одежду в секонд-хенде. Но теперь захожу к вам и постоянно что-то покупаю». Однако не скажу, что благодаря нам новосибирцы снизили потребление вещей: нам в боксы до сих пор отдают много одежды. В месяц собираем около 5 тонн, поэтому речь о том, чтобы поставить новые боксы, даже не идет. Сначала надо наладить процесс сортировки, дойти до идеала. А потом уже ставить дополнительные емкости.

Как-то мы участвовали в проекте «Меги»: люди сдавали вещи, получая за это скидочные купоны. Мы тогда собрали 15 тонн за месяц. Нам пришлось снять отдельный склад, иначе все это негде было хранить. Куча была до потолка, с ней мы даже устроили фотосессию с фотографом Никитой Хнюниным. Тогда мы поняли, что люди с радостью готовы нести ненужные вещи, но к таким масштабам мы пока что не готовы.

Городская экология  

Я не эксперт, но мне кажется, что Новосибирск стремится стать экологичнее. У нас есть люди, которые хотят и готовы что-то менять. Акция «Зеленая белка» держится на инициативе лиц, ничего за это не получающих. Лет пять-шесть уже «лямку тянут». Когда ты видишь комментарии иногородних людей из разряда: «Как здорово, что у вас есть „Зеленая белка“!», понимаешь, что Новосибирск прогрессивный.

Я думаю, у многих затертое представление о Новосибирске. Мы же в своем городе не туристы. Вот многие петербуржцы, например, не были в Эрмитаже, а москвичи — в Третьяковке

Мои знакомые раньше со скепсисом относились к сортировке мусора. Когда лет пять назад я начала это делать, на меня все смотрели и спрашивали: «Зачем?». А сейчас эти люди тоже прониклись идей, стали сортировать свои отходы.

Да, есть те, кто до сих пор думает, что сортировки в России нет. Мне здесь нравится аргумент «Белки»: сортировка мусора — это тоже бизнес, компании этим зарабатывают. Если они собирают бутылки, значит, им это выгодно. Некоторые говорят, что все свозят в одну кучу. Да, кое-кто действительно сваливает отходы вместе, но потом эту кучу все равно сортируют. 

Второй шанс Новосибирска

Как-то летом я придумала марафон «Что мне нравится в Новосибирске?». Решила найти 30 интересных мест, но закончила на седьмом, потому что работа засосала (смеется). Но благодаря своему марафону я зафиксировала дом на Урицкого, 35. Я ничего про это здание не знаю, но, мне кажется, оно прекрасно. Такие балкончики, роспись, опять же, большая редкость для новосибирских домов. Жаль, что здание в таком удручающем состоянии. Но думаю, рано или поздно до него доберутся. Смотрите, этот дом и сейчас часто подкрашивают, только разной краской. Прямо 50 оттенков зеленого получается, очень аутентично (смеется)

Когда я жила на Чемском, редко бывала в центре города. Зачем? Но на третьем курсе мой одногруппник показал мне здание, где раньше была гостиница «Метрополитен». В тот момент я перестала воспринимать Новосибирск как обычный город. Тут, оказывается, есть классные дома, которые хранят историю. Я думаю, у многих затертое представление о Новосибирске. Мы же в своем городе не туристы. Вот многие петербуржцы, например, не были в Эрмитаже, а москвичи — в Третьяковке. 

Почти все иностранцы, которых встречаешь в Новосибирске летом, едут на Байкал. Мне грустно, что многие воспринимают наш город как транзитный: «Так, ну, у меня здесь остановка, а потом я поеду дальше». Многие не знают, что это уникальный город, развивавшийся также быстро, как Чикаго. Некоторые люди даже не знают, что Новосибирск — это город-миллионник.  

А еще это город больших контрастов. Вот, например, та же бывшая гостиница «Метрополитен». Ее можно сфотографировать и выложить в «Инстаграм», и как будто ты в Питере. Не дом, а конфета! А напротив него — разваливающийся деревянный домишко с пластиковыми окнами. Высшая степень оптимизма — ставить пластиковые окна в такие дома: здание развалится, а окна останутся (смеется).

Я, когда его увидела, очень удивилась. А потом моя подруга сказала, что все детство здесь провела, потому что у нее там жила знакомая. Это было так странно, осознавать, что подружка была в этом доме, внутри, ведь он такой старый и разваливающийся. Странно представлять, что там люди живут. 

Туризм на минималках

Многие у меня спрашивают, что показать приезжим родственникам в Новосибирске? Я думаю, вот такие места с граффити как раз и надо показывать. Это же потом люди обязательно в «Инстаграм» запилят или скажут: «Блин, прикольно, у нас такого нет».

Зоопарк, Академ, а какие еще места можно посоветовать? Когда ко мне приезжают гости, я веду их в котокафе «Мурчим», в книжный «Перемен», в пёсокафе Dog house. Мне важно показывать вот такие интересные места, которые люди сделали сами.

Еще я, наверное, запостила бы витрину магазина La Rose на Ленина, съездила на море и запостила бы его тоже. 

Если бы я была гостем в Новосибирске, отправилась бы по кофейням. У нас в городе их достаточно. Многие даже участвуют в программе My cup, please. Этот проект собирает кофейни, которые дают покупателю скидку, если он приходит со своим стаканом. Те, кто придумал его, сами ходили в кофейни и лично договаривались. Это минская инициатива, но франшиза разошлась по всей России.

Еще мне кажется, что Новосибирск — идеальное место для гастротуризма. Во многих городах есть либо обычные столовки, либо рестораны, а средняя прослойка отсутствует. У нас все иначе!

Я ни разу не была в Планетарии, хотя мне интересно посмотреть там кино. Не была на Бердских скалах и на Мраморном карьере. Я вообще много где не была в области, потому что она у нас большая. Летом часто хочется сменить обстановку, тогда я мужу предлагала: «А давай сюда съездим, я увидела в „Инстаграме“ такое классное место». Смотрим по карте, а это 200 километров ехать.

Еще мне кажется, что Новосибирск — идеальное место для гастротуризма. Во многих городах есть либо обычные столовки, либо рестораны, а средняя прослойка отсутствует. У нас все иначе! Можно неделю ходить в разные места, вкусно есть и отдавать за это совсем немного денег.

Когда я путешествую, всегда сравниваю Новосибирск с другими городами. У меня даже родилась такая присказка: есть плюс и минус в том, что ты много путешествуешь. Плюс — ты знаешь, что бывает по-другому. Минус — то же самое: ты знаешь, что может быть иначе. Приезжаешь в Казань и понимаешь, а оказывается можно, чтобы в центре не было рекламы и машин. Но затем гуляешь по Томску и думаешь о том, как же в Новосибирске здорово! 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru