Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Пять памятников архитектуры, которые может потерять Петербург

Елена Корсунская15 июля 2019 11 992
2020-03-10T13:39:41.943000+00:00
Пять памятников архитектуры, которые может потерять Петербург
Сохранение памятников архитектуры и попытка вдохнуть в них новую жизнь с помощью современных функций — всемирный тренд. В Санкт-Петербурге есть удачные примеры приспособления подобных зданий, но такие проекты дорого стоят и сильно ограничивают фантазию инвесторов.

А тем временем очередь из зданий, ожидающих реконструкции, становится все длиннее. В обзоре ЦИАН.Журнала — памятники, которые могут навсегда исчезнуть с карты города.

ВНИИ целлюлозно-бумажной промышленности

Как использовался

Представитель архитектуры сталинского неоклассицизма, здание ВНИИБа было построено в 1950-е годы и сначала служило делу известнейшего в стране института, затем — бизнес-центром. Здание находится далеко от центра города, у станции метро «Площадь Мужества», и действительно выделяется  в окружающей застройке.

Перспективы сохранения

Весной 2019 года появились новости о том, что Госстройнадзор выдал инвестору разрешение на строительство на месте ВНИИБа жилой высотки со встроенными помещениями и подземным паркингом. Арендаторов попросили покинуть помещения. Градозащитники сразу обратились в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры с просьбой признать здание объектом культурного наследия и запретить его снос. Комитет согласился провести экспертизу.

Как отмечает в своем ответе на запрос градозащитников доктор архитектуры, профессор кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица Маргарита Штиглиц, «в настоящее время здание бывшего института находится в хорошем состоянии, в нем функционирует офисный центр. Хорошо сохранились его подлинные конструктивные элементы и внутренняя отделка. Здание ВНИИБа обладает признаками объекта культурного наследия как важная градостроительная доминанта, ценный образец творчества выдающегося ленинградского архитектора, пример архитектуры послевоенного классицизма».

«Это одна из наиболее красивых и запоминающихся построек, играющая важную роль в застройке 2-го Муринского проспекта и композиции площади Мужества. Пышная и монументальная архитектура соответствовала характеру деятельности этого института, его всесоюзной значимости и известности».

Маргарита Штиглиц,профессор кафедры искусствоведения СПГХПА им. Штиглица

По мнению эксперта, фасады и внутренние помещения здания оформлены в лучших традициях указанного архитектурного направления (сталинского неоклассицизма — Прим. ред.) и представляют несомненную художественную ценность. 

Конюшенное ведомствоКак использовалось

Комплекс зданий в центре Петербурга занимали императорские конюшни, музей устаревших экипажей, мастерские и сараи. После революции музей был разграблен, а в советские годы здания были приспособлены под нужды транспортной отрасли.

Перспективы сохранения

Попытки реконструировать комплекс продолжаются уже более десяти лет. Тут планировалось открыть апарт-отель, но инвестору не позволили перестраивать здание конюшни, затем предлагалось переделать его под музей или торговый центр, но эти проекты тоже остались нереализованными. Сегодня рассматриваются новые идеи (например создание музейно-выставочного центра), но здания по-прежнему находятся в аварийном состоянии, а город проводит лишь точечный ремонт.

Спортивно-концертный комплекс «Петербургский»

Как использовался

СКК — относительное новое здание, оно было возведено к Олимпиаде–80. Почти сразу спорткомплекс прославился: именно в его стенах в ноябре 1984 года футбольный клуб «Зенит» впервые стал чемпионом СССР. СКК был крупнейшим спортивным комплексом Ленинграда с первым в мире конькобежным центром. В 2000 году построили более современный Ледовый дворец, а СКК из спортивной площадки превратился в концертную: здесь проходят музыкальные фестивали и выступления мировых знаменитостей, в основном рок-звезд, а также городские ярмарки.

Перспективы сохранения

Разговоры о реконструкции СКК к предстоящему Чемпионату мира по хоккею начались в 2018 году. Но постепенно акцент сместился в сторону планов снести СКК и построить на его месте новую арену — самую большую в мире, вместимостью 20 тыс. мест, из которых 1,5 тыс. будет отведено под VIP-ложи. Вокруг должна была вырасти жилая и деловая застройка. Проект раскритиковали многие городские архитекторы. В итоге на Петербургском международном экономическом форуме — 2019 представили новый проект, очень похожий на СКК, но больше. Будет это реконструкция или снос, пока неизвестно.

«Я считаю СКК интересным образцом архитектуры ХХ века и знаковым для города зданием, формирующим всю территорию за парком Победы».

Борис Вишневский,градозащитник, депутат городского Законодательного собрания

«Нет необходимости сносить СКК. В Петербурге есть Ледовый дворец на 12,5 тыс. мест, есть СК «Юбилейный». Можно провести реконструкцию трибун СКК, увеличить число мест — такой вариант предлагают архитекторы, — комментирует градозащитник, депутат городского Законодательного собрания Борис Вишневский. — Официальных требований, говорящих о необходимости строительства арены на 20 тыс. мест для проведения Чемпионата мира по хоккею, нам найти не удалось. К тому же в городе только один хоккейный клуб — СКА. Две арены для него, прямо скажем, многовато».

Дача Фаберже

Как использовалась

Дачу для ювелира и коллекционера Агафона Фаберже, сына известного ювелира Карла Фаберже, построил архитектор Карл Шмидт.  Двухэтажный особняк со стеклянными потолками, трехъярусным холлом, мраморной парадной лестницей, стилизованными под разные эпохи залами и роскошным зимним садом стал главной достопримечательностью небольшого поселка Левашово (сегодня это территория Выборгского района Петербурга).

Перспективы сохранения

После революции особняк был разграблен, а в советские годы его приспособили под детский сад, но капитального ремонта за все годы так и не было. В 2001 году обветшавший особняк, наконец, был признан объектом культурного наследия, но на нем это никак не отразилось: он продолжает разрушаться. Согласно планам городских властей, осенью начнется консервация здания.

Охтинский мыс

Как использовался

Охтинский мыс прославился на всю страну благодаря масштабному проекту 400-метрового небоскреба «Охта-центр», который так и не был реализован. Во многом — из-за расположенной на территории мыса шведской крепости Ниеншанц — памятника архитектуры. Дело в том, что в Средние века мыс несколько раз переходил от русских к шведам, которые, чтобы укрепиться на местности, строили масштабные крепости.

Перспективы сохранения

Раскопки, произведенные в начале 2000-х, выявили сразу несколько памятников археологии, фрагменты укреплений Ниеншанца и другой шведской крепости, Ландскроны.

Поскольку найденные объекты относились к периодам от неолита до нового времени, эту территорию назвали уникальным многослойным памятником.

Объекты были законсервированы, но судьба Охтинского мыса до сих пор не решена.

«Силами активистов были собраны интересные проекты по развитию этой территории, один из которых — деловой комплекс с прозрачным полом, через который видны элементы древних построек. Это был очень красивый проект, который, видимо, не приглянулся инвесторам».

Надежда Тихонова,депутат городского Законодательного собрания, член постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству

«Территория Охтинского мыса очень интересна с точки зрения объектов, которые были найдены при раскопках и теперь охраняются государством. Конечно, нам хотелось бы, чтобы владелец этой территории сделал красивый жест и подарил городу этот памятник под открытым небом. Если у него такого желания нет, то есть возможность удачно совместить деловую и историческую составляющие», — добавляет Надежда Тихонова. 


Фото: wikipoints.ru, www.citywalls.ru, Екатерина Борисова/ru.wikipedia.org, mpvvideo/wikimapia, Alex 'Florstein' Fedorov/ru.wikipedia.org, GBTA/wikimapia,  @depeche/Youtube.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#архитектура
городархитектура
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru